Раздел I. Анализ результатов деятельности Государственного учреждения образования «Гимназия г. Клецка» за 2021/2022 учебный год
Анализ процесса управления учреждением образования по реализации цели за 2021/2022 учебный год
В 2021/2022 учебном году педагогический коллектив гимназии работал над созданием необходимых условий для обеспечения современного качественного образования в соответствии с запросами участников образовательного процесса и актуальными потребностями общества, формирования активной жизненной позиции, высоких моральных качеств и культуры учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Для достижения цели успешно решались следующие задачи:
- Создать оптимальные условия для обеспечения повышения качества образования за счет осуществления компетентностного подхода в преподавании учебных предметов, системной допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования с целью осознанного выбора профиля обучения на III ступени общего среднего образования.
- Совершенствовать профессиональные компетенции педагогов, формирование их методологической культуры как средства повышения профессионального мастерства.
- Обеспечить создание вариативной, индивидуализированной образовательной среды, способствующей выявлению, оптимальному развитию высокомотивированных учащихся и моделированию их творческой и интеллектуальной активности.
- Формировать у учащихся активную жизненную позицию, гражданское и патриотическое сознание, ценностное отношение к своему Отечеству, сохранять и развивать чувство гордости за свою страну.
- Совершенствовать информационное пространство и безопасные условия образовательного процесса посредством укрепления материально-технической базы гимназии.
Приоритетным направлением работы гимназии являлось формирование активной жизненной позиции, высоких моральных качеств и культуры учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию
В 2021/2022 учебном году в гимназии функционировало 7 классов общей численностью 171 учащихся. Средняя наполняемость классов составила 24,4 учащихся. Численность учащихся гимназии на протяжении двух лет отличается отрицательной динамикой.
Справочно. Общая численность учащихся в 2017/2018 учебном году – 120 учащихся, в 2018/2019 учебном году 142 учащихся, в 2019/2020 учебном году – 167 учащихся, в 2020/2021 учебном году 174 учащихся
На начало учебного года из 171 учащихся 141 учащихся (82,5%) из учреждений образования города, 30 учащихся (17,5%) из учреждений образования сельской местности.
Справочно. В 2021/2022 учебном году из 174 учащихся 135 учащихся (77,6%) из учреждений образования города, 39 учащихся (22,4%).
В 2021/2022 учебном году в Х-ХІ классах в группе физико-математического направления обучалось 15 учащихся, химико-биологического – 14 учащихся, классе англо-математического – 15 учащихся, в Х класса англо-обществоведческого – 8 учащихся.
Справочно. В 2020/2021 учебном году в Х-ХІ классах в группе физико-математического направления обучалось 16 учащихся, химико-биологического – 15 учащихся, в XI классе филологического – 8 учащихся, в Х классе англо-математического – 13 учащихся.
В гимназии также обучались 24 учащихся V класса, 23 учащихся VI класса, 22 учащихся VІI класса, 26 учащихся VIII класса, 24 учащихся IX класса.
В гимназии были определены основные направления работы на 2021/2022 учебный год, создана система управления, функционировали органы самоуправления: совет гимназии, педагогический совет, попечительский совет, деятельность которых осуществлялась в соответствии с положениями, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Высшим органом самоуправления являлся совет гимназии, который сформирован из педагогических работников, учащихся, законных представителей, представителей общественных объединений. Совет гимназии осуществлял свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом гимназии и положением о совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 г. № 84 «Об утверждении положения о совете учреждения образования».
Управление гимназией строилось на основе системного анализа, что позволило руководству видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозировать пути его дальнейшего развития, устранять обнаруженные недостатки.
Между членами руководства гимназии были четко распределены должностные обязанности, отлажена система взаимодействия от уровня сбора информации до принятия управленческого решения и контроля за исполнением.
Деятельность учреждения образования осуществлялась в соответствии с перспективным планированием (Программа развития учреждения на 2021-2025 годы) и текущим планированием (годовой план работы учреждения образования на 2021/2022 учебный год).
Документирование управленческой деятельности учреждения образования осуществлялось путем создания управленческих документов. Педагогические советы, совещания при директоре являлись составной частью раздела годового плана учреждений образования «Общее управление учреждением образования», спланированы на учебный год, запротоколированы.
В течение учебного года проведено два заседания тематических педагогических советов:
- «Система воспитательно-профилактической работы: проблемы, пути развития» (Мороз О.Г.)
- «Совершенствование работы по организации допрофильного и профильного обучения с целью формирования готовности учащихся к осознанному профессиональному выбору» (Абцешка Т.В.)
Соблюдалась циклограмма подготовки к ним.
В гимназии разработан перспективный план самоконтроля на 5 лет, утвержденный директором 04.01.2021г., на основании данного плана разработан план самоконтроля на 2021/2022 учебный год. Организация образовательного процесса в учреждении образования осуществлялась в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования». В 2021/2022 учебном году осуществлялся самоконтроль за преподаванием учебных предметов «География», «Белорусский язык», «Белорусская литература».
Справочно. В 2020/2021 учебном году: «Математика», «Биология», «Иностранный язык», «Изучение состояния преподавания учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Русский язык», «Русская литература», научного общества учащихся «Восхождение», работа ресурсного центра по учебному предмету «Английский язык».
Управленческие решения успешно реализованы. Руководство гимназии совместно с профсоюзным комитетом эффективно работало над созданием благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Коллегиально разработаны и введены положения о премировании работников, распределении материальной помощи и надбавок к окладам (приложения к Коллективному договору), в которых были учтены возможности получения материального поощрения всеми работниками.
1.2. Анализ работы с педагогическими кадрами
Кадровый состав гимназии стабильный, достигший достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Организацию образовательного процесса в гимназии в 2021/2022 учебном году осуществлял 20 (с учетом совместителей) педагогический работник.
Для справки. По образовательному уровню 100% учителей имеют высшее образование. По уровню квалификационных категорий 11 (55%) педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 6 (30%) – первую квалификационную категорию, 2 (10%) – вторую квалификационную категорию, 1 (5%) – без категории (педагог-психолог). Таким образом, 17 (85%) педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории.
Возрастной состав педагогических кадров свидетельствует о том, что основной контингент педагогических работников представлен продуктивной группой – 44 года, преобладают специалисты со стажем работы свыше 15 лет – 14 педагогов, что составляет 70%, 1 педагог находится в социальном отпуске по уходу за ребенком (Сенкевич А.А., педагог-психолог).
Текучесть педагогических кадров составляет 0%. Вместе с тем, актуальной проблемой является поступление выпускников гимназии в учреждения высшего и среднего специального образования на педагогические специальности на условиях целевой подготовки, так как поступление выпускников на условиях целевой подготовки отсутствует на протяжении одиннадцати лет.
Повышение квалификации руководящих и педагогических работников в гимназии организовано согласно плану повышения квалификации на 2021 год и выполнено за текущий период на 100%. В 2021/2022 учебном году повысили квалификационный уровень 1 педагогический работник (5,9%): прошла аттестацию на присвоение первой квалификационной категории учитель английского языка Мархель Е.В., выдано направление на сдачу квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории Ребковцу А.А., учителю английского языка. Однако, несмотря на вышеуказанные результаты, ключевой проблемой в методической работе остается получение педагогами квалификационной категории «учитель-методист».
Системный, спланированный характер имела работа по методическому обеспечению образовательного процесса. Активно функционировал методический кабинет, играющий значимую роль в повышении профессиональной компетентности учителей. В гимназии действовали методические объединения учителей общественно-гуманитарного и естественно-математического циклов (руководители – учителя высшей квалификационной категории Макрецкая Ж.А., Перепечко С.Н.) На заседаниях рассматривались вопросы, направленные на решение задачи повышения эффективности качества образования, воспитания и развития гимназистов.
Учителя гимназии – активные участники районных семинаров, заседаний районных методических объединений. Учитель белорусского языка и литературы Макрецкая Ж.А. являлась руководителем районного методического объединения учителей белорусского языка и литературы, Абрамович В.О., учитель истории и обществоведения, – руководителем районного методического объединения учителей истории и обществоведения. Учитель истории и обществоведения Абрамович В.О. является членом областной и республиканской творческой группы учителей истории, Абцешка Т.В., заместитель директора по учебной работе, Шклярик Т.В. – членами Минского областного клуба педагогических работников «Флагман».
В 2021/2022 учебном году семинары по повышению квалификации в очной и дистанционной форме посетили 4 педагога (22,2%), что составило 100% от выполнения плана повышения квалификации. Повышению профессиональной компетентности педагогов содействовало использование возможностей обучения в ГУО «Минский областной институт образования», Академии последипломного образования.
Однако следует отметить, что среди педагогов имеются такие, которые имеют задолженность в повышении квалификации более 4 лет: Пузина Т.П., учитель биологии (пенсионер), повышение квалификации запланировано в ноябре 2022 года.
Справочно. В 2021/2022 учебном году педагоги прошли повышение квалификации на базе МОИРО по учебным программам: «Организация и управление системой методической работы в учреждении образования» (Абрамович В.О., учитель истории и обществоведения); «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя» (Мархель Е.В., учитель английского языка); «Современные подходы к развитию профессиональных компетенций учителя химии», Ярошевич Т.И., учитель химии; «Современные подходы к подготовке отчётных материалов о результатах инновационной деятельности», Мотоль Е.Л., воспитатель).
Учителя гимназии стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через обучение на семинарах, вебинарах и курсах повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению образовательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.
Справочно. В 2021/2022 учебном году педагоги посетили 43 семинара в очной и дистанционной форме.
Педагоги гимназии транслировали опыт работы на различных мероприятиях районного и областного уровней. В 2021/2022 учебном году Абрамович В.О., учитель истории и обществоведения, принял участие в конференции с международным участием «Современная образовательная среда: направления и пути развития»
В гимназии налажена работа по выпуску собственной печатной продукции, выходит в печать (1 раз в полугодие) информационно-методический журнал «Вестник гимназии». Создан методический кабинет, где имеется библиотека методической литературы, методические разработки преподавателей на бумажном и электронном носителях.
Вместе с тем недостаточно проводилась работа в организации деятельности педагогов по распространению педагогического опыта через публикации в методических журналах.
Справочно. В 2021/2022 учебном году в сборнике «Первый шаг в науку» опубликована статья Ярошевич Т.И., учителя химии, на платформе ЕИОР размещены 7 учебных модуля по истории для VI класса на белорусском языке (Абрамович В.О., учитель истории и обществоведения).
В 2021/2022 педагоги гимназии участвовали в профессиональных конкурсах: XV республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» (Ребковец А.А., учитель английского языка, Мархель Е.В., учитель английского языка, Кулик Т.Н., учитель математики и информатики, Ярошевич Т.И., учитель химии); Макрецкая Ж.А., учитель белорусского языка и литературы, отмечена сертификатом за участие во втором этапе областного конкурса «Педагогическая IT-мозаика», номинация «Онлайн-учебное занятие».
Однако отсутствует результативность участия педагогов в конкурсах методических разработок на областном и республиканском уровнях.
Результативно выступили учителя гимназии в областной дистанционной олимпиаде педагогических работников по учебным предметам.
Справочно. Слабко Н.Н., учитель физики, отмечен дипломом III степени в номинации «Профессиональная компетентность педагога: учитель (преподаватель) физики»; Цехан Д.В., учитель физической культуры и здоровья – сертификат в номинации «Профессиональная компетентность педагога: учитель (преподаватель) физической культуры».
Информатизация учреждений образования – одно из мероприятий Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2021-2025 годы. В 2021/2022 учебном году гимназия продолжила ипользование электронных журналов и дневников.
Педагоги гимназии активно применяют программное обеспечение интерактивной доски и сенсорных панелей для создания современных уроков, а также транслируют опыт работы на различных мероприятиях районного и областного уровней.
В течение учебного года продолжил работу районный ресурсный центр по английскому языку (руководитель Ребковец А.А., учитель английского языка первой квалификационной категории). Ресурсный центр по английскому языку соответствует современным требованиям. Имеются ЭСО, дидактический и раздаточный материал, учебно-наглядные пособия.
Вместе с тем не на достаточном уровне проводится работа по распространению материалов эффективной педагогической практики учителей английского языка на сайте гимназии и в средствах массовой информации.
В 2021/2022 учебном году педагогический коллектив гимназии завершил работу над реализацией инновационного проекта «Укараненне этнакультурных тэхналогій для пашырэння і ўзбагачэння адукацыйнага асяроддзя ўстановы адукацыі».
Выводы: в учреждении образования работает стабильный высококвалифицированный коллектив, готовый к творческому поиску и внедрению инноваций в образовательный процесс гимназии, методическая деятельность ориентирована на развитие профессиональных компетентностей педагогических работников и обучающихся.
Проблемы: получение педагогами гимназии квалификационной категории «учитель-методист», педагоги учреждения образования не достаточно имеют публикации в средствах массовой информации, отсутствует результативность участия педагогов в конкурсах методических разработок на областном и республиканском уровнях, на сайте гимназии недостаточно транслируется деятельность методических объединений общественно-гуманитарного и естественно-математического циклов, ресурсного центра по английскому языку.
Пути решения: руководителям методических объединений организовать целенаправленную работу по повышению образовательного и квалификационного уровня учителей через направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию и «учитель-методист», продолжить качественное методическое сопровождение педагогических работников через работу гимназических методических объединений, проведение семинаров-практикумов, распространение эффективной педагогической практики, участие в конкурсах.
1.3 Анализ результативности образовательного процесса
Основными показателями качества образования в гимназии по итогам 2021/2022 учебного года являются результаты итоговой аттестации и централизованного тестирования, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня, а также результаты распределения выпускников по каналам дальнейшего жизнеустройства.
Характеризуя работу гимназии, можно говорить о сохранении тенденции основных качественных показателей.
Учебный план гимназии на 2021/2022 учебный год был составлен на основе типовых учебных планов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. В VIII, IX классах организовано изучение на повышенном уровне учебного предмета «Английский язык».
Для заинтересованности учащихся в учебе в течение года проводился конкурс учебных достижений учащихся.
Повышению мотивации к учебе, развитию творческих способностей, углублению теоретических знаний и практических навыков, содействию самореализации личности способствует олимпиадное движение. Для выявления интеллектуально одаренных детей проводился первый этап республиканской олимпиады по учебным предметам, конкурсы, действовало научное общество учащихся «Восхождение» (руководитель – учитель математики Кулик Т.Н.), объединение по интересам «Эрудит» (руководитель - учитель истории и обществоведения Абрамович В.О.)
С целью качественной подготовки учащихся к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам для учащихся ІХ-ХІ классов было организовано участие в школе олимпийского резерва, в профильных лагерях «Олимпиец», «БИТ», «Эрудит», «SMART CAMP», в учебных курсах на платной основе на базе Минского областного института образования. За время летних каникул 30,7% учащихся IX-XI классов посетили профильные лагеря.
Справочно. В 2021/2022 учебном году учащиеся посетили обучающие курсы: «Учим географию с удовольствием», заочная (дистанционная) школа (на платной основе) по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам общественно-гуманитарного цикла («Русский язык», «Белорусский язык», «Обществоведение»), «Методы решения функциональных уравнений», «Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Математика», «Основные типы олимпиадных задач и приёмы их решения».
В 2021/2022 учебном году Савицкая С., учащаяся Х класса, прошла обучение в образовательной смене УО «Национальный детский технопарк» (учитель химии Ярошевич Т.И.)
Ежегодно учащиеся гимназии являются победителями международных конкурсов «Кенгуру», «Журавлик», «Зубренок», «Инфомышка», «Лингвистенок», «Колосок», «Синица», «Белка», «Кентаврик», «Буслик», «Олимпионок».
В 2021/2022 учебном году в гимназии функцианировало 25 учебных групп факультативных занятий, которые посещали 68,4% учащихся (учащимся V, VIII классов в соответствии с типовым учебным планом гимназии не определены часы на проведение факультативных занятий).
Справочно. В 2021/2022 учебном году - 24 учебные группы факультативных занятий, 87% учащихся, 2019/2020 учебном году - 21 группа факультативных занятий, 58% учащихся, в 2018/2019 учебном году – 43% учащихся.
В соответствии с приказом «Об оказании дополнительных образовательных (платных) услуг в 2021/2022 учебном году» от 31.08.2021 № 198 в гимназии функционировало 8 групп общей численностью 83 учащихся по подготовке к централизованному тестированию через работу кружков на платной основе «Дополнительное обучение по учебному предмету».
Справочно. В 2020/2021 учебном году – 6 групп, 62 учащихся, в 2019/2020 учебном году – 6 групп, 67 учащихся, в 2018/2019 учебном году -7 групп, 67 учащихся, в 2018/2019 учебном году - 77 учащихся.
100% учащихся VIII-IX классов были охвачены допрофильной подготовкой – изучение учебного предмета, модуля «Английский язык» на повышенном уровне.
В 2021/2022 учебном году команда гимназии для участия во втором этапе республиканской олимпиады была сформирована по результатам проведения первого этапа из 54 учащихся, что составило 71,1% от учащихся IХ-ХI классов.
Справочно. В 2021/2022 учебном году было заявлено 53 учащихся, что составило 69,7%; в 2019/2020 учебном году было заявлено 52 учащихся (73%); в 2018/2019 учебном году участие принимали 31 учащийся гимназии (73%).
В 2021/2022 учебном году наблюдается положительная динамика результативности участия учащихся гимназии во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Команда гимназии во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предмета получила 39 призовых мест, 72,2% от команды.
Справочно. В 2020/2021 учебном году по итогам олимпиады 36 призовых мест, в 2019/2020 учебном году команда гимназии получила 30 призовых мест, 59% от команды, в 2018/2019 учебном году -17 призовых мест, 55% от команды.
Вместе с тем динамика количества участников третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам в 2021/2022 учебном году – отрицательная (8 участникой, что составило 10,5% от всего количества обучающихся в IX – XI классах гимназии).
Справочно. В 2020/2021 учебном году – 10 участников, в 2019/2020 учебном году – 6 участников, в 2018/2019 учебном году – 5 участников.
По итогам участия в третьем этапе республиканской олимпиады командой гимназии получено 4 диплома:
Диплом II степени по учебному предмету «Математика» - Шибут Юлия, учащаяся Х класса, учитель Перепечко С.Н.
Диплом II степени по учебному предмету «Физика» - Калейник Пётр, учащийся ІХ класса, учитель Слабко Н.Н.
Диплом III степени по учебному предмету «Обществоведение» - Константюк Ангелина, учащаяся Х класса, учитель Абрамович В.О.
Диплом III степени по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» - Семенчук Марина, учащаяся XI класса, учитель Цехан Д.В.
Вместе с тем качество участия команды (процент от количества участников) составил 50%. Данные показатели демонстрируют положительную динамику в сравнении с 2021 годом.
Справочно. В 2021 году – 4 диплома, качество выступления команды 40%; в 2020 году – 5 дипломов, качество выступления команды 83,3%; в 2019 году – 2 диплома, качество выступления команды 40%; в 2018 году – 2 диплома, качество выступления команды 50%.
В заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам принимали участие 2 учащихся (Калейник П., учащийся IX класса, по учебному предмету «Физика», учитель Слабко Н.Н.; Шибут Ю., учащаяся Х класса, по учебному предмету «Математика», учитель Перепечко С.Н.), что составило 50% от числа победителей третьего этапа.
Однако проведенная работа не дала значимых результатов. В 2022 году учащимися гимназии на заключительном этапе республиканской олимпиады не получено ни одного диплома.
Справочно. В 2020/2021 учебном году учащийся XI класса Хитрушко М. на заключительном этапе отмечен Благодарностью Главного управления по образованию Миноблисполкома. В 2019/2020 учебном году олимпиада проводилась только для XI классов (в связи с эпидемиологической ситуацией), учащиеся гимназии участия не принимали.
Результативно выступили гимназисты в районной олимпиаде по учебным предметам среди учащихся второй ступени.
Справочно. В 2021/2022 учебном году команда гимназии заняла 39 призовых мест (63,9%), в 2020/2021 учебном году - 32 призовых места (58,2%), в 2019/2020 учебном году в связи с эпидемиологической ситуацией данная олимпиада не проводилась, в 2018/2019 учебном году – 25 призовых мест (25%).
В 2021/2022 учебном году впервые проводилась областная олимпиада среди учащихся VIII, X классов по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Биология», «География». Процент успешности учащихся составил 76,5%. Под руководством учителей английского языка Буйвило Л.В., Мархель Е.В., Ребковца А.А. команда учащихся гимназии отмечена дипломами I степени в районной страноведческой олимпиаде и в конкурсе «Шекспировские чтения».
Контарева А., учащаяся XI класса, под руководством учителя физики Слабко Н.Н., награждена дипломом I степени заключительного этапа VII Открытой олимпиады обучающихся «Шаг к инновациям».
В 2021/2022 учебном году для участия в областном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера было зарегистрировано 7 работ.
Справочно. В 2020/2021 учебном году было зарегистрировано 11 работ, в 2019/2020 учебном году - 11 работ.
Однако отбор прошли 3 работы: «Вербальное общение Клецких подростков посредством вестиментарного образа» (учитель Буйвило Л.В.), «Выкажыся, каб я цябе зразумеў або Метакамунікатыўныя маўленчыя выказванні ў сатырычнай камедыі Мікалая Матукоўскага Мудрамер» (учитель Макрецкая Ж.А.), «Влияние фунгицидов на микробиологическую активность почвы» (учитель Ярошевич Т.И.), что составило 42,9% от заявленных работ.
Справочно. В 2020/2021 учебном году отбор прошли 3 работы, в 2019/2020 учебном году - 1 работа, в 2018/2019 учебном году - 14 работ, отбор прошли 6 работ.
По итогам областного этапа конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся, который проходил в дистанционном режиме, дипломом III степени отмечена работа по английскому языку «Вербальное общение Клецких подростков посредством вестиментарного образа», которую представляла учащаяся Х класса Буйвило Александра, руководитель Буйвило Л.В., что составило 33,3% от работ, участвующих в областном этапе конкурса.
Справочно: В 2020/2021 учебном году дипломом III степени отмечена работа по белорусскому языку.
В 2021/2022 учебном году в копилке гимназии 6 дипломом районного конкурса работ исследовательского характера «Дерзайте, Вы талантливы!» – процент успешности 75%. Данные работы будут заявлены на областной конкурс работ исследовательского характера (конференции) учащихся в 2022/2023 учебном году.
Таким образом, в 2021/2022 учебном году наблюдается стабильная динамика резльтативного участия в областном конкурсе работ исследовательского характера (конференции). Однако недостаточный уровень организации исследовательской деятельности, отсутствие сотрудничества с учреждениями высшего образования в данном направлении, свидетельствует об отсутствии в 2021/2022 учебном году дипломов на республиканской исследовательской конференции.
Учителя-предметники способствуют мотивации каждого учащегося гимназии через участие в областной дистанционной олимпиаде «На пути к успеху» по учебным предметам.
Справочно. В 2021/2022 учебном году – 23 диплома; в 2020/2021 учебном году - 23 диплома.
В копилке гимназии 129 дипломов I, II и III степени за участие в Международном конкурсе по информатике и вычислительной логике «Бобер-2021», учитель Кулик Т.Н.
Справочно.В 2020/2021 учебном году – 105 дипломов I, II и III степени; в 2019/2020 учебном году – 76 дипломов II и III степени.
Результативно выступили гимназисты в VII биологической интернет-олимпиаде 2021 года: Шинкевич Т., учащаяся X класса, Певец Р., учащийся VIII класса, - дипломы I степени, Савицкая С., учащаяся Х класса, - диплом III степени. (учитель биологии Пузина Т.П.)
Справочно. В 2020 году – 3 диплома, в 2019 году - 2 диплома.
Совместно с педагогами учащиеся гимназии активно принимали участие в интернет-олимпиаде при БГПУ имени М. Танка.
Справочно. В 2021/2022 учебном году диплом II степени заключительного этапа по учебному предмету «Физика» (Калейник П., учащийся IХ класса, учитель Слабко Н.Н.), 2 сертификата участника заключительного этапа по учебным предметам «Математика», «Обществоведение» (Шибут Ю., учащаяся Х класса, учитель Перепечко С.Н., Константюк А., учащаяся Х класса, учитель Абрамович В.О.).
Под руководством Слабко Н.Н., учителя физики, Калейник П., учащийся IX класса, отмечен дипломом II степени заключительного этапа российской Интернет-олимпиады школьников по физике, проводимой Научным исследовательским университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики при Санкт-Петербургском государственном университете.
Учащиеся V-VI классов под руководством Кулик Т.Н. в течение года участвовали в интернет-проекте в системе дистанционного обучения «Интеллектуальный марафон по математике «Школа гениев».
Справочно. По итогам конкурса в 2021/2022 учебном году 10 учащихся отмечены дипломами, в 2020/2021 учебном году – 5 учащихся.
Команда гимназистов отмечена дипломом III степени за участие в X областном мини-турнире юных математиков (учителя математики Кулик Т.Н., Перепечко С.Н.) Cборная команды Клецкого района, в состав которой вошли гимназисты, отмечена дипломом III степени XII областного турнира юных математиков, дипломом II степени XIII областного турнира юных физиков.
В 2021/2022 учебном году гимназисты результативно выступили во втором этапе олимпиады по финансовой грамотности (1 место, Контарева А., учащаяся XI класса, 3 место, Кулик А., учащаяся XI класса, учитель Абрамович В.О.); в Международном конкурсе творческих работ педагогов и обучающихся «Мои географические путешествия» в номинации «Лучшая презентация» (диплом II степени, Шинкевич Т., учащаяся Х класса; в IX Международном конкурсе проектно-исследовательских работ школьников, студентов и педагогических работников «Призма» (диплом II степени, Шинкевич Т., учащаяся Х класса, учитель Пузина Т.П.); участие в онлайн-олимпиаде по инфокоммуникационным технологиям для обучающихся X-XI классов, проводимой УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (Контарева А., Кулик А., учащиеся XI класса, учитель Кулик Т.Н.), в конкурсе по информатике и вычислительной логике Hot Cod (учащиеся XI класса, учитель Кулик Т.Н.)
Вместе с тем два года подряд отсутствуют призовые места в конкурсе научных биолого-экологический работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодёжи, в областном этапе республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», в республиканском проекте «100 идей для Беларуси», в республиканском конкурсе детских научно-практических работ эколого-биологической тематики «Прозрачные волны Нарочи».
В 2021/2022 учебном году 7 учащихся гимназии отмечены дипломами республиканского телевизионного проекта «Я знаю!». Расчётина В., учащийся VIII класса, представляла Минскую область в суперфинале.
Справочно. В 2020/2021 учебном году – 5 дипломов, 2 учащиеся представляли Минскую область в суперфинале.
Победителями районного этапа конкурса чтецов «Живая классика» стали Воробьев М., учащийся VII класса, диплом I степени (учитель Жданович И.В.), Пешко С., учащийся X класса, диплом II степени, Санько С., учащийся V класса, диплом III степени (учитель белорусского языка и литературы Макрецкая Ж.А.)
По результатам выпускных экзаменов отмечается положительная динамика качества образования, что отразилось в повышении по сравнению с прошлым учебным годом количества выпускников, показавших знания, соответствующие высокому и достаточного уровню учебных достижений.
Справочно. В 2021/2022 учебном году 7 учащихся (26,9%) получили аттестат особого образца: из них 6 - с награждением золотой медалью, 1 – с награждением серебряной медалью); в 2020/2021 учебном году 3 учащихся (11,5%) получили аттестат особого образца с награждением золотой медалью; в 2019/2021 учебном году 1 учащийся (4,8% ), в 2018/2019 учебном году не было учащихся, получивших аттестаты особого образца.
Практически все выпускники по результатам централизованного тестирования подтвердили знания, а особенно успешными стали 2 учащиеся, которые набрали по 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык»: Контарева А., Лабецкая А. (учитель Макрецкая Ж.А.)
Справочно. В 2018/2019 учебном году – 1 учащийся.
От 90 баллов и выше набрали 13 учащихся: по учебному предмету «Белорусский язык» - Авдиенко Д. (96 баллов), Борщевская У. (90 баллов), Кулик А. (92 балла), Пташук В. (92 балла), Семенович Е. (92 балла), Тишалович Е. (90 баллов), учитель Макрецкая Ж.А.; по учебному предмету «Русский язык» - Ромашко Е. (96 баллов), учитель Шклярик Т.В.; по учебному предмету «Математика» - Кулик А. (90 баллов), учитель Перепечко С.Н., по учебному предмету «Биология» - Антонович А. (91 балл), Лабецкая А. (94 балла), учитель Пузина Т.П., по учебному предмету «Английский язык» - Журавлева Ю. (97 баллов), Ромашко Е. (97 баллов), учитель Буйвило Л.В.; по учебному предмету «История Беларуси – Тишалович Е. (92 балла), учитель Абрамович В.О.
Таким образом, наблюдается положительная динамика процента баллов от 90 до 100, набранных учащимися на централизованном тестировании по учебным предметам.
Справочно. В 2022 году 6 учащихся, в 2021 году 6 учащихся, в 2020 году 5 учащихся, в 2019 году 5 учащихся, в 2018 году 4 учащихся.
Сравнительный анализ распределения выпускников, завершивших обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, по каналам дальнейшего жизнеустройства показывает, что по сравнению с прошлым учебным годом повысился процент выпускников, поступивших в учреждения высшего образования.
Справочно. В 2022 году в учреждения высшего образования поступило 88,5% учащихся, в учреждения среднего специального образования 11,5% учащихся; в 2021 году в учреждения высшего образования поступило 80,8%, в учреждения среднего специального образования 19,2%; в 2020 году в УВО - 85,7%, в средние специальные учреждения образования 14,3%; в 2019 году в УВО поступило 100%.
В 2022 году четверо учащихся IX класса завершили обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования и продолжили обучение в колледжах.
Справочно. Зыско А. - УО «Юридический колледж БГУ», Собалевский Н. - УО «Барановичский экономико-юридический колледж», Тихомай П. - УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа», Шибут И. - Филиал УО «Белорусский государственный экономический университет» «Новогрудский торгово-экономический колледж».
В 2021 году – 3 учащихся поступили в УССО.
Создание информационного пространства гимназии – одно из приоритетных направлений. Ежегодно в гимназии продолжается оснащение учебных кабинетов современным учебным оборудованием и средствами обучения.
Справочно. Гимназия располагает: 5 мультимедийных проекторов, 3 экрана, 4 интерактивные доски марки Labwe, Intaractive solution for education, 5 мультибордов, одни из которых марки «TechnoBoard HV-65», 4 – «Horizon», 3 телевизора.
Во втором полугодии управлением по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома приобретено у научно-производственного частного унитарного предприятия «ИНФОТРИУМФ» для гимназии комплексы: ПК «Русский язык. Обобщение и систематизация», ПК «Математика. Обобщение и систематизация», ПК «Физика. Обобщение и систематизация», ПК «Химия. Обобщение и систематизация».
Таким образом, информационная база гимназии позволяет участникам образовательного процесса использовать свой потенциал в полной мере.
В целях обеспечения безопасных условий для учащихся, недопущения случаев детского травматизма педагогическим коллективом гимназии велась профилактическая работа. Руководством гимназии проводилась систематическое обучение педагогического коллектива и технического персонала по вопросам охраны труда, создания безопасной образовательной среды, сохранения и укрепления здоровья детей, снижения риска чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности гимназии. Налажены пропускной режим, видеонаблюдение.
В 2021/2022 учебном году профилактическая работа по недопущению детского травматизма, обеспечению безопасной образовательной среды будет продолжаться.
По итогам работы за 2021 год Государственное учреждение образования «Гимназия г.Клецка» признано победителем среди учреждений социальной сферы, коллектив гимназии награжден Почетной грамотой председателя Клецкого районного исполнительного комитета.
Проблемы: недостаточный уровень организации исследовательской деятельности, отсутствие сотрудничества с учреждениями высшего образования в данном направлении; низкий процент победителей третьего этапа республиканской оимпиады по учебным предметам, отсутствие победителей заключительного этапа республиканской оимпиады по учебным предметам; отсутствие призовых мест в областных и республиканских конкурсах эколого-биологического направления; не на должном уровне организовано психолого-педагогическое сопровождение высокомотивированных и одаренных учащихся.
Пути решения: развивать информационно-образовательную среду учреждения образования через обеспечение ЭСО, УМК, компьютерной техникой, использование сети Интернет; продолжить целенаправленную работу по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам, а также централизованному экзамену; обеспечить результативное участие учащихся в дистанционных олимпиадах, в областных турнирах по математике и физике; развивать допрофильное обучение через изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в VIII-IX классах; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение высокомотивированных и одарённых учащихся через проведение диагностик, консультаций, тренингов; организовать сотрудничество с учреждениями высшего образования в очной и заочной форме; проводить целенаправленную профориентационную работу.
1.5. Анализ социальной, воспитательной и идеологической работы
Планирование и организация социальной, воспитательной и идеологической работы в гимназии в течение 2021/2022 учебного года осуществлялась в соответствии с нормативной правовой базой, рекомендованной Министерством образования Республики Беларусь.
Планирование и организация социальной, воспитательной и идеологической работы в гимназии ведется во взаимодействии с учебно-методическим кабинетом управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома, отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи Клецкого РИК, ИДН Клецкого РОВД, учреждением здравоохранения «Клецкая ЦРБ», Клецким РОВД, районным комитетом ОО «БРСМ», ОО «БРПО».
Организация социальной, воспитательной и идеологической работы в гимназии ведётся по следующим направлениям: гражданское, патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, гендерное, семейное, экологическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
Основой воспитательной деятельности служат, прежде всего, классные руководители. Их работа организована в соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь.
В состав методического объединения классных руководителей входит 7 классных руководителей, заместитель директора по воспитательной работе, служба СППС, библиотекарь. Руководитель методического объединения классных руководителей – Шклярик Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель ХI класса. В соответствии с планом работы методического объединения классных руководителей три раза в год проходят тематические заседания и один раз в год организационно-методическое, связанное с планированием и анализом работы, обсуждается результативность участия в конкурсах, анализируются проведённые мероприятия, рассматриваются перспективы, прогнозируются результаты.
Одним из приоритетных направлений в структуре образовательной деятельности гимназии выступает гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание. В рамках гражданско-патриотического воспитания в гимназии в течение года традиционно проводится акции «Ветеран живет рядом», «Дом без одиночества», «Подарок ветерану». Ежегодно проводятся «Уроки мужества» с привлечением членов районного Совета ветеранов, спортивные мероприятия, акции «Память». Гимназисты и педагоги являются постоянными участниками патриотических конкурсов разного уровня.
Важным показателем сформированности гражданско-патриотических качеств являются знание и уважение государственной символики. В гимназии созданы уголки государственной символики Республики Беларусь в рекреации 1 этажа и во всех учебных кабинетах.
Информационное пространство соответствует современным требованиям и активно используется при проведении тематических внеклассных мероприятий. Информация, содержащая материалы по различным направлениям социальной, воспитательной и идеологической работы, размещается на Интернет-сайте гимназии.
Особая роль отводится организации и проведению информационных часов. Информационные часы проводятся еженедельно с учетом знаменательных дат и событий нашей страны. Информационный час и подготовка к нему расширяют кругозор учащихся, увлекают их своей проблематикой, развивают исследовательские умения. При проведении информационных часов классные руководители руководствуются методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования.
Почётными гостями гимназии в 2021/2022 учебном году были: Шафран И. Л., председатель Клецкой организации «Белорусский Союз офицеров», Захаров С.И., воин-афганец; Брановицкая О.Н., заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Клецкого райисполкома, Масько Виктория Сергеевна, старший инспектор по административной практике ОГАИ Клецкого РОВД, Рудко О. Е., первый секретарь РК ОО «БРСМ», Плотко М.И., председатель райкома профсоюзов работников образования и науки, Змушко А. М., первый проректор государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования», Кульчик И.И., директор ОАО «Клецкий механический завод», Санько А.А., директор лесохозяйственного учреждения «Клецкий лесхоз», Урбан А.Ю., заместитель начальника Клецкого РОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению.
Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Мероприятия проекта «ШАГ» для IX классов по изучению истории Великой Отечественной войны проводятся два раза в месяц в рамках информационного часа (первый и третий четверг месяца).
Приоритетным направлением в социальной, воспитательной и идеологической работе является формирование у гимназистов любви и уважения к своей Родине, к её героическому прошлому, а также гордости за наш родной край – Республику Беларусь и её народ. Учащиеся гимназии принимали активное участие в организации и проведении урока знаний, котрый проходил 1 сентября, единых информационных часов ко Дню белорусской письменности, единых информационных часов «Будем милосердны к старости», «День белорусской науки», ко Дню единения народов Беларуси и России, ко Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания трудолюбия, уважительного отношения к окружающей среде, бережному использованию ресурсов. С целью экономного и разумного расходования электроэнергии и тепла в гимназии созданы уголки энергосбережения и безопасности, проводятся мероприятия по контролю за рациональным использованием тепло- и энергоресурсов, а так же учащиеся ежегодно принимают участие в проекте «Энергомарафон».
Справочно. С 2 июня по 1 августа 2022 года прошел районный этап областного смотра-конкурса на лучшее благоустройство и озеленение территорий учреждений образования. По итогам конкурса Государственное учреждение образования "Гимназия г.Клецка" стало победителем.
В целях совершенствования работы по воспитанию инициативной личности гимназиста, способной к интеллектуально-креативному самоопределению и успешной социализации организована деятельность органов ученического самоуправления. Активно работает Совет гимназистов «Мы», деятельность которого направлена на подготовку к самостоятельной жизни и труду, выработку ответственности при принятии решений. Совет гимназистов принимал активное участие в подготовке и проведении Дня самоуправления, Праздника посвящения в гимназисты, в праздновании Нового года, вечера встречи с выпускниками.
Формирование гражданственности, патриотизма и национального самопознания на основе государственной идеологии – одно из приоритетных направлений работы пионерской дружины в 2021/2022 учебном году. Для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, ценностного отношения к своему Отечеству в гимназии постоянно совершенствуется система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сохранены важные в культурно-воспитательном отношении формы работы с учащимися: Вахта Памяти, которая проводится к знаменательным датам; мероприятия, посвященные празднованию Дня города, годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков; мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики (встречи с ветеранами, поздравительные акции, театрализованные представления, часы общения); акции волонтёров; благотворительные акции для учащихся «Доброе сердце», «Пасхальный подарок»;
трудовые акции «За дело», «Отходы – в доходы»; творческие конкурсы и проекты патриотического содержания.
С целью вовлечения членов организации в социально значимую деятельность, формирования у современного поколения трудовой и экологической культуры в 2021/2022 учебном году проходила акция «Сделаем мир чище!».
На протяжении года велась работа по обучению актива дружины. Учащиеся подробнее знакомились с историей пионерии, символами и Уставом. Председатель пионерской дружины Ганисевская Алеся, принимала активное участие в Школе актива учащихся Минской области «Лидер».
С 6 по 8 сентября 2021 года в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» состоялся III Республиканские форумы лидеров ОО «БРПО», «Пионер вожатый – время действовать!», в котором приняла участие Тимовец Елена Леонидовна, педагог-организатор. Форум объединил около 300 вожатых пионерских дружин, представителей международного союза общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских объединений», делегацию детской организации Узбекистана «Камалак».
Результативным было участие в конкурсах членов ОО «БРПО» и ОО «БРСМ»: областной этап республиканского конкурса «Инновации в деятельности детских и молодежных общественных объединений», Диплом III степени; областной этап республиканского конкурса на разработку настольных игр «Пионерская игра», Диплом III степени в номинации «Моя вотчына»; областной этап II республиканского фестиваля-конкурса «Огонек приглашает друзей», Диплом III в номинации «Тренд TikToka: ура – патриотизм»; областной этап республиканского конкурса «Ты в эфире», III место в номинации «Печатный материал»; областной этап республиканского конкурса «Ты в эфире», III место в номинации «Видеоматериал»; районный этап республиканского конкурса «Лидер года 2022», I место в номинации «Пионер года 2022».
Одним из приоритетных направлений ОО «БРПО» – работа в интернет-пространстве и взаимодействие со СМИ. Пионерская дружина гимназии активно использует возможности социальных сетей и ведет работу на этих площадках. Пионерская дружина Государственного учреждения образования «Гимназия г. Клецка» представлена в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/club190825312) и «Инстаграм» (instagram.com/gimnaziiakletsk), что обусловлено популярностью сети среди нашей аудитории пользователей.
На страницах представлена информация о деятельности пионерской дружины. Благодаря инструментарию социальных сетей присутствует обратная связь с пользователями: можно задать вопрос, прокомментировать новость, обсудить тот или иной вопрос.
Особое внимание в гимназии уделялось организации работы в шестой школьный день через организацию воспитательных, профилактических и спортивно-массовых мероприятий. Работа проводилась в соответствии с годовым планом работы гимназии. Мониторинг шестого дня показал, что процент посещения мероприятий в субботу достаточно высок – 82%. 100% учащихся IX – XI классов посещали факультативные занятия.
С целью обеспечения развития творческих способностей учащихся через организацию воспитательной работы в шестой день недели для учащихся гимназии в субботу проводились внеклассные мероприятия, интеллектуальные игры, спортивные соревнования, организованы посещения социокультурных объектов.
Справочно. 04.09.2021 г. – туристический поход по маршруту «Клецк-урочище Старина»; 9.10.2021г. организована экскурсия по памятным местам Клетчины; 16.10.2021 экскурсия по историческим местам г. Клецка; 27.11.2021 г. – экскурсия в Троицкий костел; 24.11.2021 посещение Белорусского государственного академического музыкального театра.
Участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий для учащихся V-XI классов принимали педагог-организатор Тимовец Е.Л., педагог-психолог Станкевич Ю.А., библиотекарь Гаврук Ф.В., учитель физической культуры и здоровья Цехан Д.В., классные руководители.
Вся информация о проведении воспитательных мероприятий в шестой день недели была отражена на стенде и сайте гимназии.
Следует отметить, что в шестой школьный день проводилась спортивно-массовая работа в рамках акций «Минщина спортивная». В рамках данных акций с учащимися проводились физкультурные занятия на свежем воздухе, а также в спортивные игры – волейбол, баскетбол, футбол, теннис; спортивные многоборья и другие активные развлечения, направленные на популяризацию здорового образа жизни и занятий спортом.
Одним из важным направлением воспитательной работы в гимназии является трудовое и профессиональное воспитание. На протяжении текущего учебного года были организованы встречи с представителями государственных и общественных организаций. В гимназии оформлен информационный стенд «Профориентация», в котором размещена информация о предприятиях и вакансиях в Клецком районе, о новых специальностях учреждений высшего образования и рекомендации по выбору профессии. В библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «Куда пойти учится».
Справочно.
21.10.2021 встреча юношей из X-XI классов с начальником отдела организации обучения населения и профессиональной подготовки учреждения «Минское областное управления МЧС» подполковником внутренней службы Д.Н. Римашевским и заместителем начальника по идеологической работе и кадровому обеспечению Клецкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям С.Д. Кишко; 29.10.2021 встреча учащихся с Лебедько Валентиной Владимировной, заместителем прокурора Клецкого района; 22.01.2022 в рамках профориентационной работы прошёл актуальный разговор "Профессии XXI века: как выбрать?"; 22.01.2022 профориентационное мероприятие «Новое поколение выбирает…»; 25.01.2022 профориентационная встреча с заместителем начальника Клецкого РОВД по идеологической работе и кадровому обеспечению Урбаном Александром Юрьевичем.
Одна из задач социальной, воспитательной и идеологической работы – организация занятости учащихся во внеурочное время. Работа объединений по интересам осуществлялась в строгом соблюдении ст. 239 гл.49 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В целях организации досуга несовершеннолетних в 2021/2022 учебном году осуществляли свою деятельность
5 объединения по интересам («Эрудит», «ЛИМАТ», «Волейбол», «Юный химик», «Умелые руки»). Охват учащихся – 70,2%.
Результатом деятельности объединений по интересам являются победы в районных соревнованиях, участие в областных и республиканских турнирах и конкурсах.
Целенаправленная работа проводилась по формираванию основ безопасности жизнедеятельности, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, предупреждению гибели детей на воде, недопущению пожаров и других ситуаций: проводились профилактические акции по основам безопасности жизнедеятельности, оформлены информационные стенды по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, на сайте размещалась и обновлялась «Страница безопасности», распространялись памятки, рекламные проспекты, информационные листки по вопросам безопасного и ответственного поведения детей и подростков,организованы встречи с представителями РОВД и РОЧС.
Справочно. В учреждении образования проходят классные и общегимназические родительские собрания. На встречу с родителями были приглашены Карпович Надежда Михайловна, врач психиатр-нарколог УЗ «Клецкая ЦРБ», Иванейчик Ольга Анатольевна, инспектор пропаганды Клецкого РОЧС, сотрудники РОВД. На родительских собраниях рассматривались вопросы профилактики употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, юридических последствий незаконного их употребления.
В гимназии большое внимание уделялось работе социально-психологической службы. Работа по профилактике преступлений и правонарушений в гимназии осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 г. № 22 и другими нормативными правовыми документами. Успешно реализуются мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через проведение акций «Дом без насилия», «Семья без насилия», рейдов «Семья», «Подросток», встреч с работниками прокуратуры, сотрудниками Клецкого РОВД.
С целью профилактики правонарушений среди учащихся в гимназии функционирует совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Специалистами СППС ежеквартально анализировался вопрос о состоянии работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, пьянства, наркомании среди несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов детей.
Справочно. С целью выявления неформальных молодежных группировок, деятельность которых носит деструктивный характер, в том числе несовершеннолетних болельщиков футбольных командосуществлялся мониторинг сети Интернет гимназистов (приказ директора гимназии от 31.08.2021г. №155).
Таким образом, сложившаяся в гимназии система воспитательной, социальной и идеологической работы оптимальна и эффективна для всестороннего развития личности, ее нравственного, правового, интеллектуального и творческого потенциала. Концепция воспитательной, социальной и идеологической системы гимназии выстроена с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. В гимназии налажена система по сохранению и приумножению традиций учебного заведения.
Вместе с тем при организации воспитательной, социальной и идеологической работы в гимназии в течение 2021/2022 учебного года выявлены следующие проблемы:
- Отсутствие публикаций, статей специалистов СППС, классных руководителей в печатных изданиях.
- На недостаточном уровне организована работа по организации экскурсионной деятельности, посещению музеев и военных частей.
1.6. Финансово-хозяйственная деятельность
Процент охвата горячим питанием учащихся гимназии за учебный год составил 100%, что выше районного показателя (процент охвата по учреждениям образования города – 97%).
Доходы от внебюджетной деятельности за январь-июль 2022 г. составили 74496,54 рублей, в том числе спецсчет – 31 598,74 рублей (план выполнен на 263,8). Оказано платных услуг на сумму 310,22 рублей (1,81 рубля на одного учащегося). Платных образовательных услуг оказано на сумму 3159,50 рубля (18,5 рублей на одного учащегося) – лучший показатель в районе.
За отчетный период сдано 3780 т. макулатуры (216 % от плана).
За счет внебюджетных средств приобретена ученическая мебель в кабинет белорусского языка и литературы (2 128 рублей), выделены средства на поощрение лучших учащихся гимназии (87,88 рублей), на приобретение новогодних подарков (99,86 рублей), на ремонт и обслуживание компьютерной техники (398, 00 рублей), на оплату услуг по техническому обслуживанию системы очистки воды (390,00 рублей), на приобретение сладких призов для учащихся, конфет на Новогодние подарки (234,60 рублей).
В гимназии установлено видеонаблюдение, организован пропускной режим, установлена «тревожная кнопка».
Ремонтные работы в гимназии проводились собственными силами работников за внебюджетные средства, спонсорскую помощь: ремонт медицинского кабинета произведена покраска полов и стен в общежитии при гимназии, спортивном зале, учебных кабинетах, коридорах, лестницах. Приобретено посуды, кухонного инвентаря в столовую на сумму 356,00 рублей, спортивного инвентаря на сумму 209,00 рублей.
В весенне-летний период проведены работы по благоустройству территории: благоустроены цветники, зоны отдыха.
Выводы: состояние учебно-материальной базы удовлетворительное; оборудование помещений соответствует требованиям охраны труда; нормативы социальных стандартов выполняются.
Проблемы: приобретение ученической мебели в учебные кабинеты; спортивного инвентаря.
Пути решения: привлечение спонсорских средств, использование внебюджетных средств.
1.7. Выводы и определение задач на новый учебный год
Выводы:
- положительные тенденции образовательного процесса:
- высокий кадровый потенциал и готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности;
- стабильный достаточный уровень учебных достижений учащихся по учебным предметам;
- результативное участие в областном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся;
- устойчивый рост творческой активности учащихся по данным творческих конкурсов и турниров различных уровней;
- развитие информационно-образовательной среды через обеспечение ЭСО, УМК, компьютерной техникой;
- благоприятный психологический климат в коллективе;
- высокий рейтинг среди учреждений образования Клецкого района.
К числу основных проблем и нерешенных вопросов можно отнести:
– получение педагогами гимназии квалификационной категории «учитель-методист»;
– не достаточное количество публикаций в средствах массовой информации, отсутствие публикаций воспитательной направленности;
– низкий процент победителей третьего этапа республиканской оимпиады по учебным предметам, в областном конкурсе работ исследовательского характера (конференции);
– отсутствие призовых мест в областных и республиканских конкурсах эколого-биологического направления;
– недостаточный уровень психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Анализируя данные проблемы, педагогический коллектив Государственного учреждения образования «Гимназия г.Клецка» ставит перед собой следующие задачи:
– развивать информационно-образовательную среду гимназии через обеспечение ЭСО, УМК, компьютерной техникой, использование сети Интернет; – продолжить целенаправленную работу по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам, а также централизованному экзамену учащихся, изучающих предметы на повышенном уровне;
– обеспечить результативное участие учащихся в дистанционных олимпиадах, в областных турнирах по математике и физике;
– развивать допрофильное обучение через изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в VIII- IX классах;
– организовать сотрудничество с учреждениями высшего образования в очной и заочной форме; проводить целенаправленную профориентационную работу.
1.7.1. Цель и задачи деятельности гимназии г. Клецка на 2022/2023 учебный год
Создание условий для формирования необходимых метапредметных умений и навыков учащихся на основе приобретаемых знаний для эффективного решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности человека, формирование активной жизненной позиции, высоких моральных качеств и культуры учащихся через организацию работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Задачи:
- Обеспечить дальнейший рост качества образования в соответствии с запросами учащихся, их законных представителей и тенденциями развития информационного общества через создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом;
- 2. Организация допрофильной подготовки и изучение учебных предметов, модулей на повышенном уровне для повышения результативновностой работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися;
- Формирование эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования;
- Создать условия для повышения результативности работы методических объединений, внедрение активных форм методической работы, обобщение и распространение эффективных практик, содействие их трансляции в отраслевой печати, конференциях, конкурсах профессионального мастерства;
Совершенствовать воспитательное пространство гимназии, содействующее развитию идейно устойчивой, нравственно и физически здоровой личности учащегося, способной к значимой социальной деятельности, осмысленному профессиональному выбору через воспитание активной гражданской позиции с помощью социально значимой деятельности на благо личности, общества, государства;
- Укреплять материально-техническую базу, информационное пространство учреждения образования за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников и средств попечительского совета.
Тематика педагогических советов
- О совершенствовании системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
- Повышение качества образования, метапредметных умений, навыков учащихся через организацию допрофильной подготовки и изучение учебных предметов, модулей на повышенном уровне
Единая методическая тема:
Реализация образовательного потенциала гимназии по обеспечению результативности и качества образовательного процесса через совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся.
Приоритетное направление работы гимназии
на 2022/2023 учебный год
Формирование гражданственности, патриотизма, культуры здорового поведения у подрастающего поколения через реализацию воспитательного потенциала каждого учебного предмета.