Классному руководителю

СОВЕТЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

1.Помогайте ребенку раскрыться – для этого слушайте его, почувствуйте его мир.

2. Излучайте теплоту, пусть интонации ваши будут дружелюбны, улыбайтесь, ваше лицо должно передать то, что невозможно передать словами.

3. Хвалите, шутите, спрашивайте, дожидайтесь ответа.

4. Учитывайте при общении уровень развития, состояние здоровья, возможности, настроение ребенка и только тогда предлагайте ответственность, соизмеримую с возможностями ребенка адекватно реагировать.

5. Постоянно работайте над речью учащихся, показывая пример.   

6. Держите всегда под рукой книги и записи лекций по психологии и возрастной физиологии.

7. Играйте с детьми – это лучшее средство адаптации человека к реальности, помогающее освободиться от рутинной роли и поставить себя на место другого человека, приняв его таким, каким он есть.

8. Используйте на уроках и в минуты отдыха музыку, которая помогает снять стресс.

9. Сохраняйте и воспитывайте в себе позитивное отношение к жизни. Надо оценивать проведенное мероприятие не по тому, насколько гладко оно прошло, а по тому, какой отклик оставило в душе ребенка, научился ли он чему-нибудь.

10. Участвуйте во всех делах класса не только как наставник, но и как активный участник процесса, потому что, развивая личность ребенка, учитель должен развиваться сам.

11. Отбирайте для классных занятий только те формы и методы развития ребенка, которые интересны ему самому.

12. Старайтесь включить в работу как можно больше учащихся.

Рекомендации классному руководителю для сплочения коллектива

Для того, чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий:

-  Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;

-  У каждого должно быть сформировано  положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

Для того, чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы:

1. Участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса

Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны.

2. Создание правил класса.

Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил класса.

3. Создание «Дневника класса»

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать, что-то о себе. Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.

4. Совместные походы, прогулки и экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учителя и учеников. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир.

5. Проведение «Дней класса»

Стоит придумать с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в «Правила класса».