Инновационная деятельность

Модернизация образования направлена в настоящее время на формирование и развитие гуманной, творчески и социально активной, инициативной и предприимчивой личности, способной в ближайшем будущем позитивно влиять на преобразование нашего общества. Вхождение в общество предполагает наличие готовности подрастающего поколения к проявлению организаторских качеств, сотрудничеству, лидерству, определение отношения к себе, к образу своего Я.

Молодежь в любом обществе представляет собой специфическую социальную группу, стратегический ресурс страны. Одной из важных задач общества становится помощь и поддержка молодежи в социализации, приобретении и развитии необходимых личностных и профессиональных качеств, социального опыта, вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность; педагогическая поддержка и развитие социальных инициатив, органов самоуправления, детских и молодежных общественных объединений и т.д.

В инструктивно-методическом письме «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» отмечается, что идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание продолжают оставаться одними из приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (ст. 10) целями образования являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций. Одной из важных задач воспитания выступает формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии (Ст. 17).

В Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь среди основных составляющих воспитания названо гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры. В Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 гг. актуализируется задача создания условий для эффективной самореализации молодежи, формирования у молодежи через систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси.

Глава государства в ежегодном Послании к белорусскому народу и Национальному собранию неоднократно подчеркивал значимость и важность в современных условиях гражданско-патриотического воспитания представителей всех слоев белорусского общества и возрастных групп населения Республики Беларусь. По твердому убеждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам – правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины. Стержнем молодежной политики должно быть воспитание активной гражданской позиции, формирование высоких моральных качеств и культуры у молодого поколения.

Данные исследования, проведенного в 2022 году Институтом социологии Национальной академии наук, показали следующее. Экспертами был задан вопрос, какой смысл население вкладывает в суть гражданства Беларуси, назвав его «одним из наиболее важных аспектов патриотической основы общества». Наиболее распространенным суждением, судя по результатам, является необходимость соблюдать законы своей страны. Доля респондентов, которые выбрали этот вариант ответа, составила 44,4 процента. А для 27,6 процента опрошенных быть гражданином Беларуси означает иметь официальное белорусское гражданство. Третьим по популярности ответом стало наличие активной гражданской позиции. При этом среди респондентов из молодежной группы от 18 до 29 лет наиболее значимыми оказались два утверждения: необходимость соблюдения законов и наличие активной гражданской позиции.

В настоящее время в Республике Беларусь воплощаются в жизнь государственные программы воспитания, в том числе в сфере формирования гражданственности и патриотизма обучающихся, создается система воспитательной работы в учреждениях образования всех уровней, уделяется большое внимание развитию народных традиций, стимулированию общественно значимых инициатив детей и молодежи, разрабатывается современное педагогическое обеспечение для успешной реализации воспитательных задач.

Однако, несмотря на предпринятые действия, формирование активной гражданской позиции учащихся остается чрезвычайно актуальной задачей воспитания. Это обусловлено объективной потребностью общества и государства в сознательных и активных гражданах и патриотах, которые становятся реальными факторами позитивного цивилизационного развития страны, успешного противостояния белорусского государства мировым вызовам и угрозам в условиях обострения общественно-политической ситуации в мире и регионе.

Кроме того, результаты социологического исследования (Звездкин Н.М.) подтверждают: для современного общества в целом характерен невысокий уровень восприятия значимости таких ключевых ценностных составляющих патриотизма, как готовность поступиться личными интересами ради коллективного блага, стремление жить и работать на Родине, стремление к личному активному участию в труде на благо общества. При этом, согласно концепции патриотизма, артикулированной в документах системы образования, именно активная практическая деятельность на благо Отечества является ключевым атрибутом проявления патриотизма гражданами.

Среди продуктивных педагогических средств воспитания личности можно выделить общественно (социально) значимую деятельность (волонтерская, гражданско-патриотическая, краеведческая, милосердническая, миротворческая деятельность, социальное творчество, экологическая и др.), участие в которой обеспечивает реализацию позиций гражданина и патриота, выступающего самостоятельным субъектом социальных отношений, способным нести ответственность за свои поступки, быть благородным и высоконравственным человеком для своей семьи, коллектива, страны.

С целью повышения эффективности воспитательной деятельности многие педагоги практикуют внедрение в образовательный процесс разнообразных воспитательных технологий, в том числе технологии социального творчества, командообразования, направленных на развитие творческого потенциала, активной жизненной позиции учащихся, личностных качеств ответственности, инициативности, самостоятельности, социальной успешности, способности к самоуправлению, осознанному ценностному выбору, продуктивное освоение ими различных социальных ролей, реализацию общественно значимых инициатив. Технологии социального творчества предполагают  включение обучающихся в деятельность по улучшению, преобразованию окружающей среды, т.е. проектирование социальных объектов, процессов, отношений (например, охрана и восстановление природных, исторических объектов, сохранение народных традиций, забота о ветеранах войны и труда, младших школьников, зеленое строительство, участие в профилактике негативных явлений социальной жизни и т.п.). В процессе реализации социальных проектов в соответствии со своим выбором учащиеся осуществляют различные социальные пробы, осваивают разные социальные роли в реальной деятельности, создавая и преобразуя реальные социальные объекты, события, а вместе с тем и себя.

Однако, как показывает практика, результативность их использования не всегда оправдывает надежды педагогов, других социально ответственных взрослых, что вполне можно объяснить недостаточным уровнем их профессиональной готовности к методически грамотному применению данных технологий. Одна из веских причин этого – отсутствие необходимого научно-методического обеспечения, разработанного в контексте системного, субъектно-деятельностного подходов. 

Таким образом, актуальность проекта обусловлена и наличием наблюдаемых противоречий:

между необходимостью использования для формирования активной гражданской позиции педагогических средств (технологий, форм), прежде предполагающих субъектную позицию учащихся и преобладанием в образовательной практике форм, технологий, основанных на пассивном исполнительском участии обучающихся, на педагогическом воздействии;

между огромным воспитательным потенциалом технологии социального творчества и командообразования в формировании активной гражданской позиции учащихся и недостаточным уровнем результативности их использования, что обусловлено в свою очередь недостаточным уровнем готовности педагогов к их применению;

между потребностью образовательной практики в необходимом научно-методическом обеспечении формирования у учащихся активной гражданской позиции с учетом конкретных образовательных запросов, социокультурных условий и его отсутствием.

Реализация инновационного проекта будет способствовать разрешению вышеуказанных противоречий в формировании и развитии социально активной личности гражданина Республики Беларусь, а результаты, наработанные материалы и инновационный опыт может быть полезен и транслирован другим учреждениям образования.

         С целью определения готовности и мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности проведена диагностика, итоги которой показали готовность педагогов (80%) к участию в инновационной деятельности.

         Актуальность реализации проекта обусловлена не только необходимостью реализации целей и задач в рамках учреждения образования, стремлением к внедрению новых технологий, форм, методов и средств в воспитательную работу, но и готовностью делиться опытом работы в данном направлении и имеющимися ресурсами.

  Гимназисты и педагоги являются постоянными участниками патриотических конкурсов разного уровня. Для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, ценностного отношения к своему Отечеству, в гимназии постоянно совершенствуется система гражданско-патриотического воспитания. Сохранены важные в культурно-воспитательном отношении формы работы с учащимися: Вахта Памяти, которая проводится к знаменательным датам; мероприятия, посвященные празднованию Дня города, годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков; мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики (встречи, поздравительные акции, театрализованные представления, часы общения); акции волонтёров; благотворительные акции для учащихся  «Доброе сердце», «Пасхальный подарок»; трудовые акции «За дело», «Отходы – в доходы»; творческие конкурсы и проекты патриотического содержания. 

Результативным является участие в конкурсах членов ОО «БРПО» и ОО «БРСМ»: областной этап республиканского конкурса «Инновации в деятельности детских и молодежных общественных объединений», Диплом III степени; областной этап республиканского конкурса на разработку настольных игр «Пионерская игра», Диплом III степени в номинации «Моя вотчына»; областной этап II республиканского фестиваля-конкурса «Огонек приглашает друзей», Диплом III в номинации «Тренд TikToka: ура – патриотизм»; областной этап республиканского конкурса «Ты в эфире», III место в номинации «Печатный материал»; областной этап республиканского конкурса «Ты в эфире», III место в номинации «Видеоматериал»; районный этап республиканского конкурса «Лидер года 2022», I место в номинации «Пионер года 2022» и др.

Педагогический коллектив учреждения образования стремится не только выйти на качественно более высокий уровень работы в условиях реализации проекта посредством обновления форм, методов и средств, но и обладает определенным потенциалом для формирования активной гражданской позиции и патриотизма учащихся.

Цель инновационного проекта – обеспечить развитие потребности учащихся и способности к проявлению активной гражданской позиции, готовности к реализации общественно значимых инициатив в условиях применения технологий социального творчества и командообразования.

Задачи инновационного проекта

  1. Определить и создать комплекс организационно-педагогических условий в учреждении образования, обеспечивающих эффективное формирование активной гражданской позиции учащихся и их готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования в контексте концепции разработанной модели.
  2. Разработать методическое обеспечение, включая и диагностический инструментарий, для реализации разработанной модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования.
  3. Определить и реализовать механизмы оперативного и эффективного управления реализацией модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив, а также анализ и обобщение продуктивного педагогического опыта, трансфер технологий.
  4. Обеспечить реализацию комплекса методических мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций, личностных качеств педагогов как ведущего фактора формирования активной гражданской позиции учащихся и их готовности к реализации общественно значимых инициатив.
  5. Оценить результативность внедрения модели формирования активной гражданской позиции учащихся и готовности к реализации общественно значимых инициатив посредством применения технологий социального творчества и командообразования с использованием разработанного диагностического инструментария, определить направления и средства дальнейшего совершенствования гражданско-патриотического воспитания обучающихся с учетом актуального социально-личностного заказа.

27 октября в Минске состоялась торжественная встреча и праздничный концерт «Наша молодость», посвященные 105-летию Всесоюзного комсомола и 60-летию белорусских студенческих отрядов, куда собрались сотни людей разных возрастов. Среди них – учащиеся гимназии Орпель Алексей, Бушкевич Александр, Слаута Алина.

26 октября для учащихся 9-11 классов прошла встреча с представителем областной прокуратуры Кутасом Алексеем Ивановичем по теме:"Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа. Восстановление исторической справедливости". Алексей Иванович рассказал гимназистам о массовом уничтожении людей на территории Беларуси, где были размещены более 580 лагерей смерти, в том числе "Тростенец", "Колдычевский лагерь смерти". Расследованием устанавливаются обстоятельства массового сожжения деревень и их жителей, путем допросов, изучения документов установлено более 2500 сожженных деревень, которые не были известны ранее. Алексей Иванович акцентировал внимание гимназистов на том, что нужно всегда помнить, что эти события имели место и допустить подобное нельзя!

Учащиеся 8 класса Государственного учреждения образования "Гимназия г. Клецка" вместе с классным руководителем Ребковцом А.А. провели мини- исследование "Геноцид белорусского народа". Андрей Анатольевич зачитал  восьмиклассникам  историческую справку из информационно-аналитических материалов, собранных в ходе расследования фактов геноцида нашего народа Генеральной прокуратурой Республики Беларусь. Затем все вместе посмотрели и обсудили видео-ролик Белтелерадиокомпании "Беловежская пуща. Геноцид. Без права на жизнь".  Ребята также с интересом пролистали страницы учебного пособия "Геноцид белорусского народа в годы Великой отечественной войны", которое имеется в библиотеке гимназии. Эти страшные моменты нашей истории никого из ребят не оставили равнодушными.

В рамках шестого школьного дня для учащихся 6 класса был проведен круглый стол на тему "Что значит быть патриотом сегодня". Ребята поделились мнением, за что они любят свою Родину, хорошо ли знают достопримечательности Беларуси и чем гордятся

2 октября пионеры и активисты ОО "БРСМ" гимназии г. Клецка приняли участие в акции, посвящённой Дню пожилых "Дом без одиночества", и посетили пожилых людей своего города.

 Ребята поздравили их с праздником и пожелали им крепкого здоровья, бодрости духа и долголетия, радости и домашнего уюта. Кроме поздравлений гимназисты напомнили о необходимости проявлять бдительность при пользовании интернет ресурсами, чтобы не попасться под влияние "интернет-мошенников". 

Добрые слова были подкреплены добрыми делами. Ребята оказали помощь пожилым людям и в уборке придомовой территории.

 Даже небольшое внимание от юного поколения в такие моменты напоминает людям преклонного возраста о том, что они не забыты, их ценят и помнят.

26.09.2023 года в рамках международного интерактивного историко-патриотического проекта «Цифровая звезда» был оцифрован объект историко-культурного наследия КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Фарный костёл) существовавший в Клецке в XV - первой половине хх века. 

Актив Союза молодежи, волонтеры движения БРСМ «Доброе Сердце» и пионеры гимназии совместно с ГУ «Музей истории Клетчины» оцифровали памятное место в рамках международного интерактивного историко-патриотического проекта «Цифровая Звезда»-«Сохраним историю вместе» 

Научный сотрудник музея Анна Байрашевская рассказала об истории Костела. Табличку с QR -кодом установили лучшие учащиеся гимназии.

16 сентября в преддверии празднования Дня народного единства Абрамович В.О., учитель истории, провел устный журнал «17 сентября – история праздника» для учащихся гимназии. В ходе мероприятия гимназисты познакомились с историей возникновения праздника, узнали ,что дата выбрана неслучайно, так как именно с нее началось воссоединение Западной и Восточной Беларуси. В заключении ребята сделали вывод, что в единстве - наша сила.

16 сентября учащиеся VI класса приняли участие в игре-квесте «Единство в нас!» В рамках квеста ребята выполняли различные задания на таких станциях, как «Наши государственные символы», «Беларусь культурная», «Единство народа в народной мудрости». Учащиеся пополнили свои знания о историческом прошлом нашей страны, а также открыли для себя новые факты о культурном наследии Беларуси. Тема сегодняшнего разговора была актуальна для нас, так как сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – это качества, которые всегда были главными для белорусов.

15 сентября в учреждении образования прошёл Единый урок, посвящённый Дню народного единства. Ефремова Ольга Николаевна, сотрудник ГУ "Музей истории Клетчины", представила презентацию "Сіла краіны ў адзінстве народа". В дополнение Ребковец Андрей Анатольевич, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, рассказал об истории улицы 17 сентября города Клецка и акцентировал внимание учащихся на значимости праздника Дня народного единства.

15 сентября в преддверии Дня народного единства​ в​торжественной обстановке учащимся гимназии, которым исполнилось 14 лет, был вручен подарок Президента Республики Беларусь,  книга «Я – гражданин Республики Беларусь».

15 сентября на базе ГУ "Клецкая районная центральная библиотека" учащиеся Х класса приняли участие в открытой кафедре "Исследуем родословную", гостем мероприятия стал  Михаил Беленченко.

15 сентября сотрудники ГУ "Клецкая районная центральная библиотека" провели для учащихся 10 класса историко- патриотический экскурс "Листая страницы истории нашей страны".

Есть такие страницы в истории Беларуси, которые нужно читать и перечитывать снова и снова, чтобы помнить, чтобы такое никогда не повторилось. 2 сентября в рамках мероприятий 6-го школьного дня учащиеся 8 класса Государственного учреждения образования "Гимназия г. Клецка" посетили экспозицию "Памяти жертв геноцида", представленную в  Клецкой средней школе №1. Сотрудник музея Анна Константиновна Байрошевская рассказала о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, обратила внимание ребят на имеющиеся материалы экспозиции и ответила на их вопросы о жертвах геноцида Клецкого района. Эти трагические моменты нашей истории никого из ребят не оставили равнодушными.

2 сентября в рамках шестого школьного дня учащиеся 5-7 классов Гимназии г.Клецка активно принимали участие в исторической зарисовке "Славные имена". Ребята говорили о нашей малой Родине в исторической и современной интерпретации.Вспомнили об истории происхождения названия города Клецк,об интересных названиях улиц города,названных в честь знаменитых людей Беларуси.После определили,чем же славен Клецк на данном этапе развития,собирали из  пазлов эмблемы производств города.
Завершили мероприятие просмотром видеофильма о Клецком районе.